Какую лодку выбрать, пластиковую или алюминиевую?
Наша верфь изготавливает преимущественно алюминиевые лодки, статья предназначена объяснить и обосновать это предпочтение, сразу же оговоримся, производятся не только алюминиевые, но и стеклопластиковые и стальные лодки.
Рассмотрим, из каких материалов строят маломерные суда, прежде всего, конечно алюминий и сталь, далее стеклопластик, дерево, деревянные композиты, надувные конструкции из ПВХ, и инновация полиэтилен.
Сравнение характеристик материалов, проведем в таблице:
Материал | Характеристики | Преимущества | Недостатки |
Сталь | Прочность -5, жесткость -5, технологичность -4, экологичность -4. | Распространенность и прочность | Подвержен коррозии, некоторые ограничения на форму корпуса. Большая масса конструкции. |
Алюминий (АМГ-5) | Прочность -5, жесткость -5, технологичность -4, экологичность -4. | Малая масса конструкции. Стойкость к коррозии. | Ограничения формы корпуса как и у стали. |
Стеклопластик | Прочность -5, жесткость -4, технологичность -5 (для крупных серий), экологичность -1. | Малая масса конструкции. Нет ограничений на форму корпуса. | Абсолютно не экологичен, что в постройке, что в эксплуатации. Подвержен осмосу, расслоению, легко протирается. |
Дерево (только деревянные доски и брусья) | Прочность -4, жесткость -4, технологичность -2, экологичность -5. | Малая масса конструкции. | Подвержен гниению, поражением древоточцами. Сложная технология простройки, отсюда её высокая стоимость, высокая стоимость в эксплуатации, обслуживании. |
Деревянные композиты (доски и фанера) | Прочность -4, жесткость -4, технологичность -3, экологичность -4. | Малая масса конструкции. | Ограничения формы корпуса как и у стали. Склонность к гниению и поражению древоточцами. |
Надувные ПВХ | Прочность -3, жесткость -2, технологичность -5, экологичность -4. | Малая масса конструкции. Малая стоимость. | Недостаточная жесткость, невысокий срок службы. Худшая гидродинамика, по сравнению с жесткими корпусами. |
Полиэтилен (прогноз) | Прочность -4, жесткость -3, технологичность -4, экологичность -4. | Малая масса конструкции. | Подвержен истиранию. ПЭНД — высокая стоимость, ПЭВД – недостаточная прочность. |
Пояснения к таблице:
Данные о прочности и жесткости, подразумевают не прочность материала, а прочность и жесткость конструкции в целом, например предел прочности стали 380МПа, а алюминия всего 147МПа, однако учитывая, что плотность стали 7850кг/м3, а алюминия 2790кг/м3 мы можем увеличить толщину алюминия в 2,5 раза получив сравнимую прочность и выигрыш в массе. Дополнительно следует сказать, что совершенно не обязательно увеличивать толщину алюминия в 2,5 раза относительно стали, т.к. для маломерных судов наибольшую нагрузку на материал дает местная прочность, значит наиболее важен, момент сопротивления листа, а он в свою очередь зависит от толщины в кубе, следовательно даже увеличение толщины в 1,5 раза дает увеличение местной прочности в 3,3 раза.
6 причин достоинства судна из алюминия
- Полиэтилен как материал для маломерных судов еще недостаточно изучен, однако мы думаем о его применении, пока только думаем.
- Производителей надувных конструкций ПВХ очень много (в Китае вообще атас!), поэтому выход на рынок этой продукции сопряжен с большими затратами, вследствие чего пока не занимаемся этим материалом.
- Деревянные композиты, хоть и близки к металлу, но по технологичности все же проигрывают, поэтому широко их не применяем, хотя ни кто не отрицает применение фанеры и дерева во внутренней отделке судов.
- Дерево очень сложный материал для судостроения, позволить себе производство из него могут только элитные судоверфи, а приобретение подобных судов, могут себе позволить только очень обеспеченные граждане. Следовательно, этот материал не применяется.
- Стеклопластик, если закрыть глаза на его неэкологичность, замечательный материал и по прочности и по технологичности, однако его преимущества проявляются только при высокой серийности продукции. При этом нельзя сказать, что мы полностью его не применяем, т.к. в производстве имеется пластиковая гребная лодка.
- Оставшиеся материалы это металлы, причем сталь в основном применяется для промысловых и производственных судов, а во всех остальных случаях применяется АМГ‑5 и подобные ему морские сплавы.
Металлические конструкции корпуса позволяют легко модернизировать любой проект, в широких пределах менять расположение оборудования, обеспечивая во многом индивидуальный подход для каждого заказчика.